Советы логопеда

Оцените материал
(4 голосов)

С Вами беседует учитель-логопед, Исаева Ханум Магомедовна.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера - появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка.

Развиваем правильные речевые навыки

Для успешной коррекции речевых отклонений и развития детей необходимо обеспечить непрерывность обучения младших школьников в школе и закрепления полученных навыков дома.
Правила для родителей:

Уделять постоянное внимание собственной речи, так как речь взрослых являются образцом для правильного, а в других случаях неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Использовать в повседневной жизни детей грамотные речевые образцы речи:

  • посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь;
  • в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: это тетрадь; нет тетради; ищу тетрадь; думаю о тетради и т.д.);
  • обращать внимание детей на глаголы, которые несут основную смысловую нагрузку (например: побежал, хотел, поехал, встал, лег и т.д.);
  • привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов (на, от, за, под, около, возле, перед…);
  • совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня фарфоровая чашка, а что у те6я…», 4 красных яблока, 6 красных помидоров, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров);
  • обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная).

Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игры, мультфильмы, фильмы, литература, театр.

Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе рассказов-описаний, рассказов-повествований, рассказов-рассуждений принесут большую пользу ребенку.

Важно, чтобы логопедическая работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, в ненавязчивой игровой форме, что позволяет ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой (и даже отказ заниматься). Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая психологические особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

Прочитано 748 раз